Обитаемый остров

Что большинство из нас знает про Ирландию? Виски, пиво, Святой Патрик, рыжие люди — небогатый набор. Настало время познакомиться со страной поближе. А заодно — сдать суровый экзамен по вождению…

Стыдно признаваться, но я из большинства. Объездил уже всю Европу, но так далеко на запад еще не забирался. И в аэропорту спросил коллегу, не раз здесь бывавшего:
— Какая она, Ирландия?
— Как Англия, только дешевле, — не моргнув глазом, ответил он.

На первый взгляд и правда похоже. И на второй тоже. По крайней мере, внешне. Дублин напоминает средних размеров город где-нибудь в Йоркшире — в центре кварталы магазинчиков и баров, стоящих стена к стене, на окраинах — мрачноватые коробки предприятий из красного кирпича. Есть и свой современный деловой Сити. А городки поменьше и вовсе как под копирку с британских списаны. И только дорожные указатели выдают, что мы в другой стране. На каждом, помимо названия на английском, есть еще одно. Написано почти то же самое и буквы латинские, только орфография странная… Это ирландский или, по-научному, гэльский язык. И он ближе к шотландскому. Когда-то на нём говорило всё коренное население острова. Но года, а точнее, века, прожитые Ирландией под властью британской короны, сделали своё дело — сейчас ирландский знает только треть из почти пяти миллионов проживающих в стране граждан. В основном на западе острова, где больше сельских жителей. Хотя власти всячески стараются вернуть родной язык в обиход.

А вот свою религию Англия на острове привить не смогла — ирландцы упорно остаются католиками. Уж кто только не старался с самой Реформации перековать их в протестантскую веру — короли, парламенты, мятежный Кромвель…

Последний, дабы освободить крупные города и плодородные земли для своих соратников, устроил в Ирландии такую резню, что его имя до сих пор ненавистно любому ирландцу. Живописные развалины соборов, эти следы многочисленных религиозных чисток, встречаются вдоль ирландских дорог регулярно…

Впрочем, мне сейчас не до окружающих меня красот — я за рулём. Причем сижу в правом кресле, а вести автомобиль должен по левой стороне дороги. Движение-то здесь тоже организовано по-британски! Это в теории нам ездить по Зазеркалью не сложнее, чем читать эту статью вверх ногами. Но я, даже с опытом езды по Японии и Великобритании, чувствую себя, как только из автошколы. Потому что выработанные за двадцать пять лет рефлексы здесь не помогают. Скорее наоборот.

Ехать везде «по встречке» — это самое простое. Сложнее уговорить себя двигаться по кругу по часовой стрелке. А их, кругов, тут — как овечек на окрестных лугах. И в какую сторону вы инстинктивно дерните руль, когда из-за поворота вылетит встречная? То-то. Но сложнее всего привыкнуть управлять машиной с правого сиденья. Более-менее опытный водитель и ручной коробкой оперирует «на автомате». А здесь нам с левой рукой, каждое переключение передач приходиться обдумывать заранее. Хотя бы первые пару дней. Даже трогаешься поначалу как-то неуверенно. Ладно рука — глаза перед манёвром рефлекторно скашиваются влево-вниз. Но зеркало, оно в другой стороне… Отдельная трудность — чувство габаритов машины. Поверьте, с правого кресла они воспринимаются совсем иначе, из-за чего новичок то жмется к левой обочине, то норовит вылезти на встречную полосу. А в Ирландии это чревато большими неприятностями. Потому что в девяноста девяти процентах случаев из ста слева вместо привычной нам обочины окажутся канавы, кусты, заборы или деревья. И второстепенные дорожки на острове такие узкие, что, выехав на встречку хоть только колесом, со встречным уже не разойдешься.

Хорошо еще, что у меня в руках давняя знакомая — ŠKODA Octavia. Во-первых, это машина с отличной эргономикой — посадка водителя удобна, независимо от того, с какой стороны он сидит, управление всем и вся организовано логично. И коробка работает четко — мимо передачи не промахнешься. Но главное — Octavia железобетонно устойчива на прямых и предельно точна в поворотах. И вдвойне хорошо, что у неё плотная и энергоёмкая подвеска — здесь на мягком диване далеко не уедешь. Узкими дорожками в Европе никого не удивишь, но здесь они, кроме того, изобилуют волнами — пологими и не очень. Если перебрать со скоростью, можно и взлететь. А уж куда и каким местом потом приземлишься…

Я к чему вообще всё это в красках расписываю: местные дороги — весомый повод посетить Ирландию. Для людей, увлеченных драйвом, они — настоящий челендж, вызов. Отличный способ понять, насколько ты реально хороший водитель. Сдать экзамен по вождению самому себе. Благо трафик обычно не очень плотный, а полиции и вовсе не видно. Но уверен, любой наш горе-Шумахер не продержится на острове и дня.

А в остальном Ирландию лучше изучать пассажиром. Зайти в Дублине в музей виски Jameson и на пивоварню Guinness — с дегустацией того и другого. Статистика, кстати, говорит, что основной экспортный доход Ирландии приносят не они, а многочисленные IT-компании. До кризиса 2008 года экономисты вообще называли страну Кельтским львом, но сейчас идёт спад. Полюбоваться как следует природой, встретить закат на пляже в Коррауне, оценить синеву моря с высоты утёса Мохер, посетить национальный парк Килларни — пейзажи там местами, как из фантастического фильма. И, конечно, попытаться понять быт ирландцев.

Что, кстати, не так просто. Коллега Жутиков, побывав в Ирландии раньше (TG №86), рассказывал, как местные вовсю зажигают в пабах. А мы идем на ужин по ирландскому городку, и такое впечатление, что нарушаем комендантский час — кроме нас, на улицах никого. В ресторане — несколько ирландских матрон и одинокая молодая пара с бокалами вина. Когда мы после первого, второго, компота и нескольких пинт эля уходим сытые, они, кажется, еще допивают те же бокалы. И это страна вечно пьяных весельчаков?

Всё дело в том, что мы ужинали в разгар недели. А ирландская глубинка — не российская, здесь люди работают и держатся за свою работу. И только в пятницу вечером начинают отрываться по полной. С песнями, выпивкой и падениями под стол.

Впрочем, на лёгкую разминку прямо посреди дня никто косо не смотрит — ирландец или ирландка спокойно выпивают пинту любимого «Гиннесса» за обедом. Даже дорожная полиция не возражает: норма содержания алкоголя в крови водителя здесь демократичная — до 0,5 промилле. И знаете, что? Я уверен, что это не создаёт проблем с безопасностью на дорогах. По крайней мере, я за тысячу километров видел только одну аварию, и ту устроили «леворукие» новобранцы вроде меня. Просто потому, что в Ирландии те, кто норму не блюдёт, далеко не уезжают. Про местные дороги я вам уже рассказывал…


Источник: Top Gear, июнь 2016
Автор: Валерий Арутин
Фото: Валерий Арутин, ŠKODA


Назад

Яндекс.Метрика